Два с лишним миллиона... на что?
10.03.2020 10:46 Сразу хочу оговориться, что я никакой не идейный противник действующей власти. Да и вообще никакой я ей не противник — так, соприкасаемся иногда «по касательной».
И не подобает журналисту публично вопрошать власть на том ресурсе, который вообще-то для нормальных людей, их проблем и вопросов создан, заранее согласна.
Однако ж... который день всей редакцией головы ломаем.
В общем, при посещении сайта «Государственного и муниципального заказа Псковской области» попался на глаза такой дивный лот:
«Размещение заказа на выполнение НИР по теме:"Разработка научно-исследовательских основ по рационализации расходов на оплату труда по государственным и муниципальным учреждениям Псковской области» Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения — Открытый конкурс — 2 200 000,00 — 09.04.2010 — 11.05.2010».
Если кто не понял, два с лишним миллиона рублей — цена разработки сей научно-исследовательской работы.
Товарищи служащие в администрации области, очень-очень вас прошу — обоснуйте, пожалуйста, появление данного лота. И я заранее верю и надеюсь, что ваши аргументы будут исключительно убедительны. Осталось их услышать...
И не подобает журналисту публично вопрошать власть на том ресурсе, который вообще-то для нормальных людей, их проблем и вопросов создан, заранее согласна.
Однако ж... который день всей редакцией головы ломаем.
В общем, при посещении сайта «Государственного и муниципального заказа Псковской области» попался на глаза такой дивный лот:
«Размещение заказа на выполнение НИР по теме:"Разработка научно-исследовательских основ по рационализации расходов на оплату труда по государственным и муниципальным учреждениям Псковской области» Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения — Открытый конкурс — 2 200 000,00 — 09.04.2010 — 11.05.2010».
Если кто не понял, два с лишним миллиона рублей — цена разработки сей научно-исследовательской работы.
Товарищи служащие в администрации области, очень-очень вас прошу — обоснуйте, пожалуйста, появление данного лота. И я заранее верю и надеюсь, что ваши аргументы будут исключительно убедительны. Осталось их услышать...
Максим Жаворонков, 15.05.2010 17:24
Заместитель Губернатора области — Руководитель Аппарата Администрации области
Уважаемая Елена, под этим хитрым названием скрывается очень сложная работа — разработка новой научно обоснованной и экономически выверенной системы оплаты труда всех бюджетников Псковской области Елена Яземова, 15.05.2010 19:55
Уважаемый Максим Константинович, замечательные определения вроде «хитрый», «очень сложный», «научно обоснованный» и «экономически выверенный» мы и сами можем генерировать в любом количестве.
А хотелось бы реального обоснования — чтоб понять, зачем областному комитету по труду такие научно-исследовательские изыски, да ещё по ТАКИМ ценам?
Уважаемый Максим Константинович, замечательные определения вроде «хитрый», «очень сложный», «научно обоснованный» и «экономически выверенный» мы и сами можем генерировать в любом количестве.
А хотелось бы реального обоснования — чтоб понять, зачем областному комитету по труду такие научно-исследовательские изыски, да ещё по ТАКИМ ценам?
Konstantin Kalinichenko, 17.05.2010 11:35
Доцент
Максим Константинович, как это планируется позаботиться сразу обо всех бюджетниках области? У всех же разный уровень подчинения... Максим Жаворонков, 17.05.2010 15:05
Мы устанавливаем рамки, в пределах которых область будет предоставлять муниципальным районам межбюджетные трансферты.
Заместитель Губернатора области — Руководитель Аппарата Администрации области
Константин, техническое задание предусматривает в числе других задач, решаемых НИР, разработку модельных проектов нормативных правовых актов по совершенствованию отраслевых систем оплаты труда работников бюджетной сферы Псковской области на муниципальном уровне.Мы устанавливаем рамки, в пределах которых область будет предоставлять муниципальным районам межбюджетные трансферты.
Борис Барсуков, 17.05.2010 07:41
В «конкурсе» на «разработку рекламной концепции (!!) мероприятия» был выставлен лимит в 485 тысяч (неплохо за какую-то там «концепцию», не правда ли?), а «выиграло» её ООО «Царскосельский карнавал», предложившее цену в 484 тысячи, то есть всего лишь на 0,2% дешевле! За меньшую сумму, конечно, никто в Пскове «концепцию» написать не сможет! Тоже самое и с другой «концепцией» — «концепцией культурной программы»: на неё был лимит в 490 тысяч, а «выиграл» её фонд «Царскосельский карнавал», предложивший написать «концепцию» всего-ничего за 485 тысяч! Ну, не пишутся «концепции» никак дешевле, «расходы» на их написание так велики, что никак даже лишнюю тысячу не скинуть...
Подробно здесь --- http://www.compromat.ru/page_29047.htm
Модернизация по турчаковски — «От концепций к научно-исследовательским работам!»
Zloy
В российской коррупционной практике давно распространился такой метод: хочешь украсть миллион-другой, не утруждая себя реальным движением товаров, списывай эти деньги на «консультационные услуги». Мол, дал тебе твой друг «совет», «консультацию» и получил за это миллион... В команде Турчака изобрели новый способ списания денег: оказывается их можно списывать не только за «консультации», но и за «концепции»...В «конкурсе» на «разработку рекламной концепции (!!) мероприятия» был выставлен лимит в 485 тысяч (неплохо за какую-то там «концепцию», не правда ли?), а «выиграло» её ООО «Царскосельский карнавал», предложившее цену в 484 тысячи, то есть всего лишь на 0,2% дешевле! За меньшую сумму, конечно, никто в Пскове «концепцию» написать не сможет! Тоже самое и с другой «концепцией» — «концепцией культурной программы»: на неё был лимит в 490 тысяч, а «выиграл» её фонд «Царскосельский карнавал», предложивший написать «концепцию» всего-ничего за 485 тысяч! Ну, не пишутся «концепции» никак дешевле, «расходы» на их написание так велики, что никак даже лишнюю тысячу не скинуть...
Подробно здесь --- http://www.compromat.ru/page_29047.htm
Модернизация по турчаковски — «От концепций к научно-исследовательским работам!»
Konstantin Kalinichenko, 17.05.2010 11:33
На самом деле лично меня больше удивляет абстрактная формулировка проекта:
«Размещение заказа на выполнение НИР по теме:"Разработка научно-исследовательских основ по рационализации расходов на оплату труда по государственным и муниципальным учреждениям Псковской области"
Господа из какого-то там управления! Так формулируются темы дипломной работы в каком-нибудь ВУЗе по специальности ГМУ. А темы проекта или концепции выглядят не так, потому как там требуется конкретная содержательная нагрузка. В приведенном же названии её нет...
По факту — подобная работа в проектном варианте (концепция или иное) вполне может стоить и 2 миллиона, и 3, и больше. Учитывая, что объём работы действительно гигантский и требует привлечения к ней настоящих профессионалов. Силами выпускников-заочников СЗАГС тут не обойтись)))...
К тому же проблема систематизации оплаты труда с госслужащими в нашей области как никогда актуальна, ибо в настоящее время здесь дела таковы, что напрямую нарушается федеральное законодательство об индексации...
Но, черт возьми, потратить 2 с лишним миллиона на разработку «научно-исследовательских основ по рационализации...» — это нонсенс. Я искренне надеюсь, что это просто неумная и некорректная формулировка, а не то, что подумали многие тут...
В противном случае теряюсь в догадках. Подобные «основы» давно существуют, их нет необходимости изобретать заново, т.к. вся «рационализация» один черт будет опосредована федеральным законодательством, а местами и судебной практикой. Было бы здорово, например, каким-то способом доходы от псковской таможни «рационализировать» на муниципальные нужды (дороги в Печерах, for example, или оплата труда оператора асфальтоукладчика))). Но ведь это невозможно!
Ну и, конечно, отдельный вопрос Максиму Константиновичу...
Доцент
Ну, вообще-то подобную концепцию отделы кадров разработать не смогут.На самом деле лично меня больше удивляет абстрактная формулировка проекта:
«Размещение заказа на выполнение НИР по теме:"Разработка научно-исследовательских основ по рационализации расходов на оплату труда по государственным и муниципальным учреждениям Псковской области"
Господа из какого-то там управления! Так формулируются темы дипломной работы в каком-нибудь ВУЗе по специальности ГМУ. А темы проекта или концепции выглядят не так, потому как там требуется конкретная содержательная нагрузка. В приведенном же названии её нет...
По факту — подобная работа в проектном варианте (концепция или иное) вполне может стоить и 2 миллиона, и 3, и больше. Учитывая, что объём работы действительно гигантский и требует привлечения к ней настоящих профессионалов. Силами выпускников-заочников СЗАГС тут не обойтись)))...
К тому же проблема систематизации оплаты труда с госслужащими в нашей области как никогда актуальна, ибо в настоящее время здесь дела таковы, что напрямую нарушается федеральное законодательство об индексации...
Но, черт возьми, потратить 2 с лишним миллиона на разработку «научно-исследовательских основ по рационализации...» — это нонсенс. Я искренне надеюсь, что это просто неумная и некорректная формулировка, а не то, что подумали многие тут...
В противном случае теряюсь в догадках. Подобные «основы» давно существуют, их нет необходимости изобретать заново, т.к. вся «рационализация» один черт будет опосредована федеральным законодательством, а местами и судебной практикой. Было бы здорово, например, каким-то способом доходы от псковской таможни «рационализировать» на муниципальные нужды (дороги в Печерах, for example, или оплата труда оператора асфальтоукладчика))). Но ведь это невозможно!
Ну и, конечно, отдельный вопрос Максиму Константиновичу...
Максим Жаворонков, 17.05.2010 12:04
Заместитель Губернатора области — Руководитель Аппарата Администрации области
Задавайте, Константин, Ваш отдельный вопрос. Konstantin Kalinichenko, 17.05.2010 12:33
Доцент
Так задал... Вопрос к вашему первому комментарию... Алексей Бударин, 17.05.2010 13:58
Так эти системы оплаты труда уже существуют.
1. «От каждого по возможностям — каждому по потребностям».
2. «От каждого по возможностям — каждому по труду».
3. Прожиточный минимум + чуть-чуть чтобы на достойную жизнь хватало.
а интересно, в основе расчета будет возможность бюджнта или действительная потребность граждан?
Так эти системы оплаты труда уже существуют.
1. «От каждого по возможностям — каждому по потребностям».
2. «От каждого по возможностям — каждому по труду».
3. Прожиточный минимум + чуть-чуть чтобы на достойную жизнь хватало.
а интересно, в основе расчета будет возможность бюджнта или действительная потребность граждан?
Konstantin Kalinichenko, 17.05.2010 14:38
А насчет основы... Думаю, что во главу угла поставят любимую региональную тему «оптимизации расходов»...
Доцент
Алексей, приведенные вами примеры как раз из области утопического социализма. А в план-задании проекта речь идёт о «научно-исследовательских основах»...А насчет основы... Думаю, что во главу угла поставят любимую региональную тему «оптимизации расходов»...
Максим Жаворонков, 17.05.2010 14:50
Кстати, Константин, можете посмотреть, какие экспертные учреждения боролись за заказ на сайте http://gz.pskov.ru
Заместитель Губернатора области — Руководитель Аппарата Администрации области
Ждать осталось недолго. Конверты уже вскрыты.Кстати, Константин, можете посмотреть, какие экспертные учреждения боролись за заказ на сайте http://gz.pskov.ru
Konstantin Kalinichenko, 17.05.2010 17:24
Немного же на такой кусок желающих оказалось. На самом деле, информацию, представленную на сайте, нельзя считать репрезентативной. Хотя на сайте все не разместить, наверно в сопровождении указано, кто и как все это реализует...
По факту возник вопрос, как они это за 14 дней выполнят? Маловато времени...
Доцент
Спасибо, посмотрел...Немного же на такой кусок желающих оказалось. На самом деле, информацию, представленную на сайте, нельзя считать репрезентативной. Хотя на сайте все не разместить, наверно в сопровождении указано, кто и как все это реализует...
По факту возник вопрос, как они это за 14 дней выполнят? Маловато времени...
Борис Барсуков, 17.05.2010 18:50
.......
А это, вероятно, как фокус с кроликами: все думают, что кролики из воздуха появляются, а кролики на самом деле уже припрятаны в рукаве фокусника.
Zloy
>>>По факту возник вопрос, как они это за 14 дней выполнят? Маловато времени...........
А это, вероятно, как фокус с кроликами: все думают, что кролики из воздуха появляются, а кролики на самом деле уже припрятаны в рукаве фокусника.
Алексей Бударин, 17.05.2010 19:34
Как вспомню свои доходы в бытность в должности главы администрации городского поселения — ... и хочется плакать:)))
Как вспомню свои доходы в бытность в должности главы администрации городского поселения — ... и хочется плакать:)))
Светлана Уральская, 18.05.2010 09:07
А разве Ваша жена не зарабатывала (тяжелым трудом) 80 млн руб в год? ))) Как жёны теперешних глав?
А разве Ваша жена не зарабатывала (тяжелым трудом) 80 млн руб в год? ))) Как жёны теперешних глав?
Алексей Бударин, 18.05.2010 14:10
Светлане Уральской.
Нет, моя жена не зарабатывала таких денег... И волею судьбы родители у меня пенсионеры, а дети ещё маленькие :)))), Но на отсутствие денег не жаловался никогда :))), хотя ни одной взятки, темы или какой-другой дольки с чего-либо не имел за время муниципальной службы ::)))
А у Вас есть доход 80 млн руб в год? Тогда я ухожу к вам :))).
Об этом сообщает Преступная Россия
Елена Яземова, 19.05.2010 21:01
Ого, какой оборот приняла первоначальная тема:))))
Ого, какой оборот приняла первоначальная тема:))))
Сергей Аржаников, 20.05.2010 09:40
С целями и задачами, которые ставятся перед исполнителем НИР, можно познакомиться, прочитав техническое задание на выполнение НИР
(сат http: gz.pskov.ru).
Председатель Государственного комитета Псковской области по труду и занятости населения
Комитет по труду и занятости населения является исполнителем п. 3 программы «Реформирование региональных финансов Псковской области 2007-2019 годы».С целями и задачами, которые ставятся перед исполнителем НИР, можно познакомиться, прочитав техническое задание на выполнение НИР
(сат http: gz.pskov.ru).
Татьяна Баринова, 20.05.2010 16:17
Заместитель Губернатора области — начальник Государственного финансового управления Псковской области
Давайте сначало изучать компетентно вопрос,а потом делать высказывания. По обозначенному заданию за выполнение работ,по подведенному конкурсу сумма составила 1,89 млн.руб. В процессе научной работы надо будет сделать нормативы по штатам по 368 областным бюджетным учреждениям и 1098 муниципальным учреждениям,по типам учреждений и их ведомственной принадлежности. Вся оплата будет произведена за счёт федеральных средств. В Псковской области в 2008–2009 гг. были получены гранты из федерального бюджета на реформирование региональных финансов в сумме 239,5 млн.рублей. Вот эта программа была написана и защищена силами финансистов и комитетов,управлений области. Иван Петров, 09.06.2010 21:57
Уважаемая Татьяна Баринова.
Не смешите мои тапочки и не держите людей за полных идиотов.
Я мельком, но профессионально, изучил инфу по лоту.
Выводы:
Вывод первый. Участников было 2, оба из Питера (хыхыхы). Третий пролетел по формальной причине (чотатам с документами).
Вывод второй. Победил тот, кто предложил вдвое ДОРОЖЕ! Почему же победил именно он? Это уже интереснее. В протоколе комиссии появилась интереснейшая графа (щас описаетесь со смеху) «Количество штатных специалистов — докторов наук, привлекаемых для выполнения работ».
Это при том, что в конкурсной документации такой пункт отсутствовал. Совсем отсутствовал. Была указивка на:
20. Критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе:
Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе приведен в файле «Инструкции для участников размещения заказа» являющемся неотъемлемой частью конкурсной документации.
— Цена контракта, руб. — расчетный критерий (минимизация) , значимость критерия в процентах: 36.
— Квалификация участника размещения заказа — экспертная оценка , значимость критерия в процентах: 44.
— Срок выполнения работ, дней — расчетный критерий (минимизация) , значимость критерия в процентах: 20.
по результатам конкурса по графе «Кол-во штатных профессоров...» у победителя 10 голов, у проигравшего 0 голов.
Напрашиваются вопросы: откуда дровишки с профессурой — откуда вообще взялась эта графа? откуда известно, что эти 10 величайших умов БУДУТ ЗАДЕЙСТВОВАНЫ для решения данной задачи? КАК ВООБЩЕ ВОЗМОЖНО провести столь масштабную работу, проанализировав (цитирую Вас: нормативы по штатам по 368 областным бюджетным учреждениям и 1098 муниципальным учреждениям,по типам учреждений и их ведомственной принадлежности)
ЗА ЧЕТЫРНАДЦАТЬ ДНЕЙ???!!!
Про 14 дней — это из ВАШЕГО техзадания.
А теперь о страшном и непонятном, но простыми и понятными словами. Очевидно, что ПРОСТЫМ и понятным вещам НЕ ТРЕБУЕТСЯ прятаться за сложностью и малопонятностью. как например за техзаданием и его обоснованием. А вот ПУСТОМУ как раз и требуется камуфляж в виде сложности и непонятности.
ПОНЯТНО, что за 14 дней столь масштабную работу НЕВОЗМОЖНО даже просто распечатать на принтере и красиво подшить. А ведь нужно ПОЛУЧИТЬ, ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ и ПРЕДЛОЖИТЬ массу вариантов решения задачи.
ПОНЯТНО, что условия техзадания непонятны.
ПОНЯТНО, что подобные исследования ДЛЯ нашей области НЕ ОТЛИЧАЮТСЯ по своей сути и выводам от всех прочих регонов России.
ОЧЕВИДНО, что такая работа искомым институтом давно проделана и отработана. Вопрос в «попиле бабла» через продажу копий документов в 83 субъекта федерации. Итого можно наварить 166 млн рублей, если с каждого субъекта просить по паре лямов.
Как Вы сами сказали — денежки на это дали федеральные. Мне, как бизнесмену, совершенно понятно, что денежки эти — мои личные, из налогов, на которые я горбачусь как проклятый, за что меня же и бьют все голодающие силовые ведомства. Кстати ваша зарплата — её плачу вам тоже я. Работая на Вас, вместе с остальной частью населения, 8-9 месяцев в году. И только 3-4 месяца в году мы работаем сами на себя.
Выводы по Госзакупкам тоже очевидны. Участвуют в них те, кто «заранее договорился». Кто «не договорился», но влез и сдуру выиграл — тот жестоко пожалеет не один раз. Условия госзаказов пишутся «под своего» — для этого включают нереально маленькие сроки исполнения контрактов, большие суммы «обеспечения контрактов», какие-то нереальные условия типа ваших «штатных академиков».
По теме данного контракта: не надо пытаться втиснуть в прокрустово ложе всех «бюджетников». Менты уже наелись оценки «палочной системы». Да и нас накормили. Кому от этого стало легче?
Не надо урезать доходы бюждетных организаций — урежьте свои амбиции. В школе №3 течет крыша в актовом зале прямо на посадочные места, на детей. Ваше ведомство руководству школы ответило «передвиньте скамейки туда, где не капает, а денег на ремонт не дадим». Зарплаты учителей — 4-5 тысяч в месяц. Озвучьте плиз ваши месячные зарплаты?
У Вас, простите за резкость, совесть давно продана за откаты. 45 лямов на ремонт башен — легко. Сотня тысяч на ремонт кровли школы — негде взять.
На ремонты въездов дворы по 700 тысяч на каждый — запросто. Я нанял псковских дорожников на полную закатку двора асфальтом, с подготовкой и всеми делами, за 160 тысяч. Объём работы — 450 квадратов.
1 слой, толщиной 5-6 см, с «подъёмом» люков. Итого 355р. м2.
Почем вы нанимаете дорожников?
Уважаемая Татьяна Баринова.
Не смешите мои тапочки и не держите людей за полных идиотов.
Я мельком, но профессионально, изучил инфу по лоту.
Выводы:
Вывод первый. Участников было 2, оба из Питера (хыхыхы). Третий пролетел по формальной причине (чотатам с документами).
Вывод второй. Победил тот, кто предложил вдвое ДОРОЖЕ! Почему же победил именно он? Это уже интереснее. В протоколе комиссии появилась интереснейшая графа (щас описаетесь со смеху) «Количество штатных специалистов — докторов наук, привлекаемых для выполнения работ».
Это при том, что в конкурсной документации такой пункт отсутствовал. Совсем отсутствовал. Была указивка на:
20. Критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе:
Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе приведен в файле «Инструкции для участников размещения заказа» являющемся неотъемлемой частью конкурсной документации.
— Цена контракта, руб. — расчетный критерий (минимизация) , значимость критерия в процентах: 36.
— Квалификация участника размещения заказа — экспертная оценка , значимость критерия в процентах: 44.
— Срок выполнения работ, дней — расчетный критерий (минимизация) , значимость критерия в процентах: 20.
по результатам конкурса по графе «Кол-во штатных профессоров...» у победителя 10 голов, у проигравшего 0 голов.
Напрашиваются вопросы: откуда дровишки с профессурой — откуда вообще взялась эта графа? откуда известно, что эти 10 величайших умов БУДУТ ЗАДЕЙСТВОВАНЫ для решения данной задачи? КАК ВООБЩЕ ВОЗМОЖНО провести столь масштабную работу, проанализировав (цитирую Вас: нормативы по штатам по 368 областным бюджетным учреждениям и 1098 муниципальным учреждениям,по типам учреждений и их ведомственной принадлежности)
ЗА ЧЕТЫРНАДЦАТЬ ДНЕЙ???!!!
Про 14 дней — это из ВАШЕГО техзадания.
А теперь о страшном и непонятном, но простыми и понятными словами. Очевидно, что ПРОСТЫМ и понятным вещам НЕ ТРЕБУЕТСЯ прятаться за сложностью и малопонятностью. как например за техзаданием и его обоснованием. А вот ПУСТОМУ как раз и требуется камуфляж в виде сложности и непонятности.
ПОНЯТНО, что за 14 дней столь масштабную работу НЕВОЗМОЖНО даже просто распечатать на принтере и красиво подшить. А ведь нужно ПОЛУЧИТЬ, ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ и ПРЕДЛОЖИТЬ массу вариантов решения задачи.
ПОНЯТНО, что условия техзадания непонятны.
ПОНЯТНО, что подобные исследования ДЛЯ нашей области НЕ ОТЛИЧАЮТСЯ по своей сути и выводам от всех прочих регонов России.
ОЧЕВИДНО, что такая работа искомым институтом давно проделана и отработана. Вопрос в «попиле бабла» через продажу копий документов в 83 субъекта федерации. Итого можно наварить 166 млн рублей, если с каждого субъекта просить по паре лямов.
Как Вы сами сказали — денежки на это дали федеральные. Мне, как бизнесмену, совершенно понятно, что денежки эти — мои личные, из налогов, на которые я горбачусь как проклятый, за что меня же и бьют все голодающие силовые ведомства. Кстати ваша зарплата — её плачу вам тоже я. Работая на Вас, вместе с остальной частью населения, 8-9 месяцев в году. И только 3-4 месяца в году мы работаем сами на себя.
Выводы по Госзакупкам тоже очевидны. Участвуют в них те, кто «заранее договорился». Кто «не договорился», но влез и сдуру выиграл — тот жестоко пожалеет не один раз. Условия госзаказов пишутся «под своего» — для этого включают нереально маленькие сроки исполнения контрактов, большие суммы «обеспечения контрактов», какие-то нереальные условия типа ваших «штатных академиков».
По теме данного контракта: не надо пытаться втиснуть в прокрустово ложе всех «бюджетников». Менты уже наелись оценки «палочной системы». Да и нас накормили. Кому от этого стало легче?
Не надо урезать доходы бюждетных организаций — урежьте свои амбиции. В школе №3 течет крыша в актовом зале прямо на посадочные места, на детей. Ваше ведомство руководству школы ответило «передвиньте скамейки туда, где не капает, а денег на ремонт не дадим». Зарплаты учителей — 4-5 тысяч в месяц. Озвучьте плиз ваши месячные зарплаты?
У Вас, простите за резкость, совесть давно продана за откаты. 45 лямов на ремонт башен — легко. Сотня тысяч на ремонт кровли школы — негде взять.
На ремонты въездов дворы по 700 тысяч на каждый — запросто. Я нанял псковских дорожников на полную закатку двора асфальтом, с подготовкой и всеми делами, за 160 тысяч. Объём работы — 450 квадратов.
1 слой, толщиной 5-6 см, с «подъёмом» люков. Итого 355р. м2.
Почем вы нанимаете дорожников?

